Сегодня : 27.12.2016


Генплан 2025

  • Неофициальный сайт, посвященный генеральному плану развития Москвы до 2025 года





Владимир Ресин: Москва строит и будет строить много - это непреложный факт

Предновогодние интервью первого заместителя Мэра Москвы, руководителя столичного стройкомплекса В. И. Ресина нашему изданию стали традицией. Это неудивительно, ведь круг вопросов, которые освещаются в таких интервью, касается всех и каждого. Сколько будет строиться жилья, когда уменьшатся автомобильные пробки и исчезнут очереди в детские сады - на эти и другие вопросы, составляющие основу городской жизни, нужны профессиональные, квалифицированные ответы

Беседовал Олег Горшков

- Владимир Иосифович! Заканчивается 2007 год. Каким он был для строительного комплекса Москвы?

- Для московских строителей уходящий год был очень сложным и насыщенным. Несмотря на многие объективные и субъективные трудности, нам удалось полностью выполнить годовую программу строительства жилья и всей необходимой социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Город отказался от так называемого точечного строительства и взял курс на комплексное освоение территорий. Правительством Москвы принят Градостроительный кодекс столицы, практически завершена актуализация Генерального плана развития города до 2025 года. Эти фундаментальные документы определяют градостроительную политику столицы на многие годы вперед.

В этом году были значительно увеличены объемы строительства жилья для очередников, молодых семей, участников программы социальной ипотеки жителей сносимых ветхих домов. Если в прошлом году из 5 миллионов квадратных метров, которые были построены в Москве, доля социального жилья составляла порядка трети, то в этом году - уже половину общего объема жилищного строительства. Еще четыре с лишним тысячи квартир были построены для военнослужащих Российской армии.

Нам удалось практически решить проблему обманутых дольщиков. Большая часть домов для них построена. Закончилась реконструкция Царицына, построены крупные учебный и медицинский корпуса МГУ.

В 2007 году, как и годом раньше, мы вводим 100 новых детских садов. Такие темпы строительства новых образовательных дошкольных учреждений будут сохраняться до тех пор, пока мы полностью не снимем проблему нехватки мест в детских садах.

Полным ходом идет реализация проекта «Большая Ленинградка» - реконструкция главной радиальной трассы столицы. В этом году там открыт тоннель на Соколе, и с движением на этой магистрали сразу стало намного легче. Только представьте себе, как изменится ситуация после того, как в 2009 году будет завершена реконструкция всей трассы, от МКАД до Манежной площади. Практически построена новая радиальная магистраль - Звенигородский проспект, начались работы на Четвертом транспортном кольце.

- Некоторые критики московского правительства говорят о том, что Москва развивается слишком быстрыми темпами, и предлагают сократить объемы строительства в городе...

- Москва строит и будет строить много - это непреложный факт. В мегаполисе, который растет, развивается, бурлит, иначе невозможно. Стройкомплекс с пониманием относится к критике по поводу того, что какие-то объекты строятся «не так, как надо». Никому не запрещено иметь свое мнение, а профессиональные дискуссии идут только на пользу делу. Но иногда приходится сталкиваться с лозунгами иного рода, призывающими вообще прекратить всякое строительство в Москве. Этому не бывать, для города подобное решение стало бы полной катастрофой. Мы живем в условиях рынка, где недвижимость - это товар. Представьте себе, как могут взлететь цены на квартиры, если мы сократим объемы строительства жилья и предложение на рынке новостроек резко сократится! Подобный безответственный сценарий никто не допустит.

Мэр города поставил перед стройкомплексом задачу в ближайшие четыре года сдать 20 млн. кв. м жилья, то есть ежегодные объемы строительства будут на уровне 5 млн. кв. м в год. Сейчас в Москве действует Среднесрочная программа строительства социального жилья. В период 2007 - 2010 гг. около 10 млн. кв. метров, то есть половина всех строящихся квартир, пойдет на выполнение общегородских социальных программ. Это означает, что собственными квартирами будут обеспечены 100 тысяч семей очередников, более 3 тысяч молодых и около 400 многодетных семей. И самое главное, максимальный срок ожидания в очереди на квартиры сократится вдвое, до 10 лет.

- Вы сказали о том, что в этом году строителям пришлось столкнуться с рядом трудностей. Это касается конфликтов в Южном Бутове и Щербинке?

- Совершенно верно. История конфликта в Южном Бутове дала ценные уроки. Прежде всего стало ясно, что с каждым собственником нужен отдельный конкретный разговор. Необходимо учитывать интересы каждого конкретного человека: раньше мы считали, что если десятки тысяч «за», а два-три человека «против», то проблему можно решить. Но теперь мы говорим, что, даже если два-три человека «против», их надо услышать и решить эту проблему так, чтобы удовлетворить интересы всех.

Правительству Москвы удалось одержать победу над политическими и полукриминальными силами, пытавшимися извлечь выгоду из конфликта в Южном Бутове. И хотя, к сожалению, проектные сроки из-за конфликта были упущены, московские строители предприняли все возможное, чтобы очередники получили свое жилье как можно раньше.

В Щербинке, к сожалению, дела обстоят не так гладко... До сих пор там возникает противостояние между московскими строителями и чиновниками из Московской области. Несмотря на все трудности, в этом районе уже практически завершено строительство - 260 тыс. кв. м жилья для военнослужащих со всей необходимой социальной и инженерной инфраструктурой. Кроме того, для удобства подъезда к микрорайону расширяется участок Варшавского шоссе.

- Объемы строительства в Москве, безусловно, впечатляют. Однако цены на жилье по-прежнему высокие. Как при этих условиях можно реализовать в Москве национальный проект «Доступное жилье»?

- Правительство города принимает конкретные меры по решению проблемы доступности жилья. В Москве предусмотрены разные схемы приобретения жилья для различных категорий льготников. Если это очередники, то жилье приобретается с помощью субсидий или по себестоимости. Для остальных главным механизмом приобретения жилья (как во всем мире) становится ипотека. Социальная ипотека в Москве развивается уверенно. Нам удалось добиться того, что процентная ставка по социальной ипотеке в Москве с начала 2008 года снизится до 6-7%, то есть будет ниже инфляции. При этом жилье в рамках программы социальной ипотеки будет продаваться практически по себестоимости, а не по рыночным ценам.

Доступность жилья - это комплексное понятие, оно не складывается только из цены. Доступное - это то жилье, которое человек может приобрести. Надо создавать условия труда, поднимать зарплаты, поднимать уровень благосостояния. Тогда все большее количество людей будут в состоянии покупать квартиры.

- А что будет с ценами на квартиры?

- Возвращаясь к тому, что я говорил год назад, лавинообразный рост цен на квадратные метры в Москве прекратился. Сейчас стоимость жилья в Москве, как и в целом по стране, растет вслед за инфляцией и конкретно ростом цен на строительные материалы. К сожалению, эта тенденция будет сохраняться, ведь в нормальных рыночных условиях невозможна ситуация, когда все дорожает, а недвижимость дешевеет.

- Вы сказали о росте цен на строительные материалы...

- Если сегодня и существует угроза национальному проекту «Доступное жилье», так это ценообразование на строительные материалы. Это общероссийская проблема. Он ставит под угрозу такие масштабные и необходимые стране проекты, как возведение олимпийских объектов в Сочи, развитие транспортной инфраструктуры на федеральном уровне, комплексное жилищное строительство, внедрение ипотеки и многое другое. И решать проблему придется сообща.

В текущем году цены на основные стройматериалы существенно выросли. Особенно резко дорожал цемент, его средняя стоимость выросла в Московском регионе - с 2900 до 6500 руб. за тонну. Сегодня имеет место галопирующий рост цен на цемент, кирпич, железобетонные конструкции, растворы и многие другие строительные материалы. Органы, отвечающие за общее экономическое развитие и антимонопольное регулирование, увы, не смогли оперативно отреагировать на данное явление.

К сожалению, главной опасности подвергается именно городское, социальное жилье. Стоимость квадратного метра по городскому заказу рассчитывается в начале года, исходя из прогноза МЭРТ. Однако в 2007 году прогноз МЭРТ слишком не совпадает с реальностью, поэтому некоторые застройщики просто отказываются работать по утвержденным расценкам.

- Как же найти выход из этой ситуации?

- В первую очередь нужно развивать индустрию строительных материалов. Застройщики и девелоперы должны позаботиться о том, чтобы инвестировать в собственное производство. Наиболее дальновидные так и поступают.

Однако спасать ситуацию, особенно с цементом, нужно уже сейчас. Рост спроса на этот материал сейчас существенно превышает рост предложения, поскольку процесс модернизации действующих или развертывания новых производств объективно носит длительный характер. Нам требуется целый комплекс оперативных и стратегических мер. Главной задачей здесь является недопущение сезонного роста цен на цемент весной - летом 2008 года.

Мы собираемся предложить федеральному правительству разработать механизм установления рекомендованных цен на цемент для строительства по государственному и муниципальному заказу и по государственным и региональным программам развития. К таковым могут быть отнесены проекты возведения олимпийских объектов в Сочи, крупные проекты развития транспортной инфраструктуры, проекты комплексного жилищного строительства в рамках проекта «Доступное жилье», программы реконструкции ветхого фонда, развития застроенных территорий, строительства для молодых семей, по социальной ипотеке. Необходимо централизованно закупать цемент для нужд строительства по государственному заказу (и по государственным программам развития) по фиксированным ценам на весь срок действия контрактов. В Москве подобная система выстроена и эффективно работает. Кроме того, мы вносим предложение федеральным властям на тех территориальных рынках, где наблюдается острый дефицит цемента, ограничить объемы продукции, выставляемой на биржевые торги, в пользу централизованных способов реализации и фьючерсных соглашений.

- Другой вопрос, который будоражит последнее время общественное мнение, касается слухов о том, что очередников и граждан, переселяемых из ветхого жилья, будут принудительно отправлять за МКАД - в Московскую область и даже еще дальше.

- Это полная ерунда. Никакого принудительного переселения нет и не может быть. Мы действительно приобретаем жилье в Московской области. Так, на 2008 год запланировано построить и приобрести для нужд города около полумиллиона кв. метров жилья в Подмосковье. Оно будет предлагаться только тем очередникам, которые сами изъявляют желание не стоять в долгой очереди, а сразу получить квартиры. Это особенно актуально для молодежи, которая хочет жить отдельно от старшего поколения. Если смотреть на этот вопрос с меркантильной точки зрения, то очередник получает от города недвижимость, стоимость которой составляет несколько десятков тысяч долларов. При желании, подкопив денег или воспользовавшись ипотекой, эту квартиру можно продать по рыночной цене и купить себе новое жилье в черте города.

Что касается жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек, то в соответствии с Законом города Москвы, они в любом случае остаются в том же районе, где проживали. Исключение - ЦАО и Зеленоград, где расселение возможно в пределах округа. Так что любые слухи о принудительном расселении просто безответственны.

Кстати, более трети жилья в области строится московскими компаниями.

- И много ли, на ваш взгляд, найдется москвичей, желающих переселиться в область?

- Желающих немало. Сегодня, по экспертным оценкам, каждый четвертый покупатель квартир в Московской области - москвич. И это неудивительно, ведь Москва и область, по существу, образуют единый экономический регион. Очень показательный пример - район Куркино, где через дорогу друг от друга расположены московское и подмосковное Куркино. Условия проживания там практически одинаковые. Вот там, в подмосковном Куркине, мы и приобретаем жилье.

- Вы справедливо упомянули о том, что Москва и область представляют собой единый экономический регион. Однако в административном плане это далеко не так. Несогласованность действий между Москвой и Подмосковьем уже приводила к негативным результатам, например, при строительстве жилья для дольщиков, для военных в Щербинке. Сейчас высказываются опасения, что реконструированная в Москве Большая Ленинградка просто упрется в старую трассу на выезде в область встанет.

- Проблема развития единого экономического региона, конечно, существует. И яркий пример тому ситуация в Щербинке, которая уже практически целый год не дает строителям возможности спокойно там работать.

Учитывая тот факт, что Москва и Подмосковье фактически пользуются одной инфраструктурой, нам необходимо координировать строительство дорог между городом и областью.

Что касается Большой Ленинградки, то здесь опасения преувеличены. Мэр Москвы обратился к Президенту РФ, и было дано указание федеральным органам выделить деньги на реконструкцию Ленинградского шоссе до «Шереметьево».

- Действительно, транспортное строительство, развитие дорожной сети - то направление, за которым пристально следят все, перемещающиеся по столице. Что делается для того, чтобы облегчить жизнь москвичей, задыхающихся в пробках?

- Планируются структурные изменения в транспортной сети столицы. Строятся перехватывающие парковки, развивается общественный транспорт, убираются на стоянки неправильно припаркованные вдоль улиц автомобили.

Помимо того, о чем мы уже говорили (Большая Ленинградка, Звенигородский проспект, Четвертое транспортное кольцо), в планах столичных властей ввод в эксплуатацию путепровода через железнодорожные пути Павелецкого направления МЖД на Электролитном проезде. Продолжаются работы по реконструкции Варшавского шоссе, строительство транспортных развязок на Пятницком шоссе, пешеходных переходов на Дмитровском и Варшавском шоссе, в Марьинском парке, на Севастопольском проспекте. Реконструируются Крестовский путепровод, Дмитровское шоссе на участке от Малого кольца Московской железной дороги до Коровинского шоссе. Архитекторам поручено начать проектирование новых радиальных магистралей дублера Кутузовского проспекта и по трассе Октябрьской железной дороги, а также дорожной сети в районе ММДЦ «Москва-Сити».

Подчеркиваю, что в перспективе транспортная проблема Москвы будет решаться в тесном контакте с Московской областью.

- А как вы оцениваете проект прокладки автодорог над железнодорожными путями?

- Это очень интересный в инженерном плане и нужный городу проект. У нас есть взаимопонимание с руководством РЖД, и сейчас мы начнем прорабатывать концепцию создания автомобильных трасс над всеми вылетными железнодорожными магистралями. Главное преимущество этого проекта состоит в том, что для дорожного строительства здесь не нужно ничего сносить. Следовательно, и затраты предстоят не такие большие.

Источник: Строительный мир, 26.12.2007


Страница: Main.ВладимирРесинМоскваСтроитИБудетСтроитьМного-ЭтоНепреложныйФакт - Изменено : Fri, 25 Jan 08

Powered by PmWiki
Skin by CarlosAB, источник - Sinorca

Хотите добавить информацию?
Пароль - gennplann, потренироваться можно в песочнице