Сегодня : 27.12.2016


Генплан 2025

  • Неофициальный сайт, посвященный генеральному плану развития Москвы до 2025 года





Генплан Москвы в ракурсе перемен

Процедура актуализации и обсуждения Генерального плана развития Москвы до 2025 года стала одним из самых значимых событий года. Причем тема эта актуальна не только среди специалистов. Перспектива развития города на ближайшие два десятка лет в первую очередь волнует москвичей, ведь от грамотного градостроительного планирования городских территорий зависит уровень комфорта проживания в нем.

Дина Мясоедова

Впервые Генплан становится законодательным документом, и при этом имеет ярко выраженный идеологический характер.

Газета «Московская перспектива» совместно с Москомархитектурой при поддержке КАСРРГ провела в прошлую пятницу Круглый стол «Новый Генплан Москвы. Перспективы развития территорий столицы и создание комфортной городской среды», который прошел в ЦДХ в рамках деловой программы выставки «Недвижимость-2008», организованной РВК «Привет-Экспо».

Слово - законодателям

- История нынешнего Генплана берет начало в 90-х годах, - рассказал депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, председатель комиссии Московской городской Думы по перспективному развитию и градостроительству. - Это был первый постсоветский документ, определяющий градостроительную концепцию Москвы, и создавать нам его пришлось практически с нуля. Действующий Генплан был принят в 1998 году.

А в 2004 году поменялось федеральное законодательство - вышел новый Градостроительный кодекс, определивший нынешние правила. При всех своих недостатках этот документ сумел решить некоторые проблемы Москвы. В частности, он установил, что Генпланы Москвы и Санкт-Петебурга носят не обязательный, а рекомендательный характер. Так возникла уникальная возможность актуализации, то есть адаптации к изменившимся реалиям существующего Генплана, в отношении баланса территории, сохранности природоохранных и историко-культурных зон, территорий охраняемого ландшафта и прочего.

Сегодня откорректированный Генплан прошел публичные слушания во всех столичных округах. Опираясь на требования Градостроительного кодекса, его нужно принять законом города Москвы. Такого закона пока нет, он в стадии разработки. Мы планируем, что к июню, обобщив все материалы и предложения, сможем представить его вариант.

В третьем квартале он будет обсуждаться на заседании правительства Москвы, а после доработки вновь будет внесен в Мосгордуму. Рассчитываем, что к концу года сможем утвердить Генплан.

В ближайшем будущем выйдут законодательные акты, позволяющие этот Генплан реализовать. Они тоже пока в разной стадии готовности - одни уже вышли, другие разрабатываются. Сегодня закладывается основа нового Градостроительного законодательства. Не так давно вышел Закон о землепользовании и застройке. Очень важен для Москвы особый Закон о градостроительных нормативах, устанавливающий социальные составляющие для проектирования. Всю законодательную базу планируем завершить к 2010 году.

К Генплану социальных гарантий

Действующий Генплан, который создавался в 90-х, сегодня нуждается в актуализации. Об этом заявляют специалисты, это ясно и далеким от градостроительства людям. По московскому законодательству, Генплан ведется в режиме мониторинга. Ежегодно ход его реализации рассматривается на заседании правительства Москвы, и городские власти при поддержке законодателей принимают решения о корректировке необходимых направлений.

- Могу назвать три основные причины корректировки Генерального плана и его продления еще на пять лет - до 2025 года, - говорит заместитель директора ГУП НИиПИ Генплана Москвы, заслуженный архитектор России Олег Баевский. - Первая: закончился комплекс первоочередных мероприятий, который был в составе действующего Генплана. Вторая причина обусловлена социально-экономическими предпосылками развития столицы. В первом постперестроечном Генплане основной задачей являлось привлечение инвесторов - необходимо было максимально раскрыть потенциал городских территорий, показать их возможности, которые на тот момент использовались недостаточно.

Сегодня эта задача выполнена, и город не испытывает дефицита в привлеченных средствах. Но, к сожалению, бурный рост инвестиционной деятельности выявил другую проблему - недостаточную защищенность общественных интересов и социальных гарантий населения. Сегодня мы хотим разработать качественно новый Генплан - Генплан социальных гарантий. Причем во всех сферах жизнедеятельности города - экологической, санитар-но-эпидемиологической и технической безопасности городской среды, сохранности объектов историко-культурного и природного наследия, доступности жилого фонда, объектов социальной сферы, в обеспечении надежности работы транспорта и инженерии.

И, наконец, третья причина актуализации - в изменении федерального законодательства и, как следствие, требований к составу материалов Генплана, порядку их разработки и реализации.

Основная цель актуализированного Генплана - формирование комфортной городской среды и устойчивости развития города - осталась прежней. Сместились приоритеты.

Что изменила актуализация?

В основе нового Генплана заложен целый ряд предложений по охране окружающей среды и сохранению комплексов природных территорий. В результате реализации природоохранных мероприятий режим водоохранных зон должен быть установлен на территории общей площадью 10,4 тыс. гектаров. Сократятся примерно на 10 тыс. гектаров санитарно-защитные зоны производственных объектов - это своего рода внутренний резерв развития города.

На площадях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и технического характера (их в столице 28,2 тыс. гектаров), должен быть проведен комплекс природоохранных мероприятий.

Закреплены границы территорий природных комплексов. Одна из задач - повысить эффективность их использования. В частности, предлагается развивать на природных и озелененных территориях спортивно-рекреационные зоны. Как отметил О. Баевский, их необходимо так благоустроить, чтобы они работали не только на производство чистого воздуха, но и на отдых москвичей.

Почти вдвое увеличивается доля объектов культурно-исторического наследия, находящихся под охраной. Причем сами представления о предмете охраны расширены, это чисто московское ноу-хау. Выявлены зоны охраны исторически сложившихся панорам города. В этих секторах все размещаемые объекты проверяются на «вписываемость» в ленту исторически сложившейся застройки.

Новый Генплан включил предложения по выделению на территории города достопримечательных мест - это значительная часть исторической застройки, прилегающей к Садовому кольцу и не имеющей на сегодняшний день определенного исторического статуса, а также территории сложившихся архитектурных ансамблей, обладающих ясно выраженным стилистическим решением и безусловной культурной ценностью для города.

О жилье и не только

- Москва обладает уникальной особенностью, - отметил О. Баевский, - так как находится «в теле» другого субъекта Федерации - Московской области. И поэтому возможностей территориального роста у столицы нет и в обозримом будущем не будет. Город должен искать внутренние резервы и ориентироваться в первую очередь на приведение в порядок той застройки, которая уже сложилась.

Действующий Генплан делал акцент на реконструкцию жилых территорий, Генплан актуализированный больше внимания уделяет реновации - т.е. замене жилищного фонда. Анализ действующего Генплана позволил выявить интересные тенденции. С одной стороны, существенно увеличились объемы жилищного строительства - они сегодня обогнали темпы, заложенные в Генплане, на 10 лет. С другой стороны, за этот же период увеличилась доля фонда, которая находится в неудовлетворительном состоянии. Если накопление такого фонда с большим процентом износа будет происходить такими же темпами и дальше, то к 2025 году никакая стройиндустрия не сможет компенсировать то, что выходит из строя. Выход - в опережающей замене жилья. В новом Генплане предлагается установить общий объем замены пятиэтажек первого периода индустриального домостроения и частично 9-, 12-этажных домов, расположенных на примагистральных территориях, в 18 млн кв. метров. Объемы реконструкции жилой застройки должны составить 8,7 млн кв. метров.

Для того чтобы решить социальные задачи, Генплан предусматривает строительство не менее 47 млн кв. м для очередников, молодых семей и других льготных категорий граждан. К 2025 году в Москве планируют построить 95 млн кв. м жилья.

Особое внимание - объектам социальной сферы. Это самый проработанный раздел актуализированного Генплана.

Общий объем социальной инфраструктуры к 2025 году достигнет 90 млн кв. метров. Из них 27,5 млн приходится на объекты социальной сферы: школы, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы, поликлиники, объекты культуры. Причем существенно увеличатся темпы их возведения.

Что касается коммерческо-деловых объектов, которые собственно и дают возможность такого роста социального строительства, то приоритеты отдаются развитию туризма, малого бизнеса и торговли. Москва планирует обеспечить к 2025 году соответствующими услугами не менее 20 млн туристов, сформировать 69 туристско-рекреационных зон.

Совокупность социально значимых и коммерческо-деловых объектов формирует очень важную часть городских площадей - это так называемые территории общественных центров, примыкающих к основным транспортным узлам и магистралям и обладающих высоким рекреационным потенциалом. Их площадь составит около 17,7 тыс. гектаров. В связи с этим предметом особой заботы городских властей должно стать формирование системы открытых пространств.

Среди предложенных Генпланом мероприятий по совершенствованию транспортной инфраструктуры - развитие общественного транспорта. Новый Генплан предполагает увеличить общую протяженность линий метрополитена до 600 километров. Еще один принципиально важный момент - развитие железнодорожного транспорта. Предлагается активизировать пассажирское движение на внутренних железных дорогах столицы, в частности, организовать пассажирские перевозки по Малому кольцу железной дороги.

Кто будет жить в высотках?

Отвечая на вопросы жителей о предполагаемом строительстве высотных зданий, первый заместитель председателя Москомархитектуры Валерий Романенко отметил, что высотное строительство связано прежде всего с ограниченностью земельных ресурсов в столице. Подготовлена целая программа по возведению высоток, которая в ближайшее время будет рассмотрена на заседании правительства.

В новом Генплане определяется 60 зон под размещение небоскребов. Всего их будет около 200. Здания многофункциональные, включающие жилье, офисы, торговые помещения и подземные гаражи.

На вопрос «Кто же будет жить в высотках?» В. Романенко ответил: «Предполагалось, что часть высотных зданий будет отдана для размещения социальных программ города. А вообще уже сегодня ясно, что желающих поселиться в высотках будет достаточно».

Параллельно идет работа по размещению на карте города малоэтажных коттеджей. Только в этом году планируется построить около 200 таунхаусов – это будет жилье для многодетных семей.

Приоритеты - реконструкции

Комплексная реконструкция кварталов является одним из важнейших направлений развития жилых территорий, что нашло отражение в актуализированном Генплане.

- На сегодняшний день разработана градостроительная документация более чем по 100 кварталам сложившейся застройки, - рассказал заместитель Департамента градостроительства Владимир Хайкин. - В прошлом году Юрий Михайлович Лужков принял стратегическое решение по переходу к новой системе реконструкции жилых кварталов. Она теперь в большинстве случаев будет осуществляться за счет городского бюджета. И по 20 адресам такие работы начались. В перспективе Москва должна получить свыше 3 млн кв. м обновленного жилья, которое в первую очередь будет направлено на решение социальных программ города.

Комплексная реконструкция кварталов наиболее активно ведется в Центральном, Юго-Западном, Западном и Восточном административных округах.

Общий объем реновации жилого фонда к 2025 году составит 24 млн кв. м, в том числе 16 млн кв. м будет отремонтировано.

Иван Новицкий, депутат Мосгордумы, остановился в своем выступлении на вопросе 4-й части нового Генплана о столичных функциях Москвы. Этот раздел должен быть утвержден совместно с федеральными властями, так как он касается размещения на территории столицы объектов федерального значения - министерств и ведомств. Он выразил надежду, что к началу обсуждения в Мосгордуме проекта закона о Генплане эти вопросы будут полностью прояснены.

Вопрос:

- Мы жители кирпичных пятиэтажек района Академический хотели бы знать, что будет с нашими домами? Будут ли их сносить?

Ответ (В. Хайкин):

- Существуют два варианта проекта. Первый предусматривает максимальный коэффициент реконструкции, второй рассматривает снос жилых домов всех серий. Окончательное решение - за жителями микрорайона, оно будет принято после прохождения публичных слушаний в округах.

Вопрос:

- Мы представители собственника земельного участка на территории промзоны. Недавно узнали, что по Генплану здесь планируется размещение жилой застройки. Значит ли это, что земля у собственника будет изъята?

Ответ (М. Москвин-Тарханов):

- Основанием для изъятия является градостроительный кодекс РФ. Если земельный участок находится в муниципальной собственности, то по статье 63 Градостроительного кодекса он может быть изъят при реализации Генплана путем прекращения договора аренды. А если он находится в собственности субъекта, то его могут изъять лишь в исключительном случае - под строительство линейных объектов - ЛЭП, дороги, электростанции. Генеральное законодательство не предусматривает изъятие под жилищное строительство.

Мэр Москвы Юрий Лужков обратился в Мосгордуму с тем, чтобы мы поддержали его инициативу: право на изъятие земель у собственника для осуществления социального жилищного строительства. В первую очередь, имеются в виду собственники нежилых домов. Хочу дать рекомендации, как в таком случае должен вести себя собственник. Если он - лицо юридическое, то лучше всего в опережающем порядке выходить со своей инициативой, начинать строительство вместе с инвестором, не дожидаясь, пока его участок придут отбирать.

Если речь идет об изъятии в неперспективной деревне, как это было в Бутове, то здесь должен действовать переговорный процесс. Гражданам должны выплатить компенсацию.

В связи с большим количеством поступивших в адрес участников круглого стола вопросов В.Хайкин предложил направлять их на горячую линию по телефону 739-02-39.

Жилищный фонд Существ. положение 2020 г.
Объем жилого фонда, млн кв. м общей площади 176 220-260
Жилищная обеспеченность населения, кв.м/чел. 20 26-32
Доля жилого фонда низкого качества, в % ко всему фонду 36 18
Доля жилого фонда, соответствующего среднеевропейскому стандарту качества, % 5 17
Доля физически и морально устаревшего фонда, % 36 18
Показатели охраны окружающей среды Существ. положение 2020 г.
Объем выбросов загряз.веществ в атмосферу, тыс.т/год 2,1 0,4*
Объем сброса загрязненных промышленных сточных вод, тыс.куб.м/сутки 750 0
Доля очистки поверхностного стока, застр. территории, % 67,8 100
Качество воды очищенных сточных вод городской канализации Не отвечает нормативным требованиям Отвечает нормативным требованиям
Доля перерабатываемых твердых отходов, % от объема образования, в т. ч.:
- бытовые
- производственные

5
54,6

90-100
90
Число жителей, проживающих в зонах акустического дискомфорта, млн чел. 5,3 0,6
Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования, кв.м/чел. 20,7 24,0
Площадь максимального уровня загрязнения почвенного покрова, тыс.га 6,07 0
Подтопленные территории, тыс.га,
в том числе застроенные
42,8
8,5
40,8
16,5

*с учетом оснащения автомобильного парка нейтрализаторами и сажевыми фильтрами

Источник: Московская перспектива, 01.04.2008


Страница: Main.ГенпланМосквыВРакурсеПеремен - Изменено : Tue, 01 Apr 08

Powered by PmWiki
Skin by CarlosAB, источник - Sinorca

Хотите добавить информацию?
Пароль - gennplann, потренироваться можно в песочнице