Сегодня : 27.12.2016


Генплан 2025

  • Неофициальный сайт, посвященный генеральному плану развития Москвы до 2025 года





Генплан необходимости

Интервью Председателя Москомархитектуры, главного архитектора г. Москвы А.В. Кузьмина

- Для чего сейчас проводится актуализация Генерального плана развития Москвы?

- Актуализация Генплана проводится приблизительно каждые восемь лет. Обновление Генплана - это регулярная работа, вызванная тем, что закончились сроки реализации первоочередных мероприятий действующего Генплана 1999 года, изменились социально-экономические условия развития Москвы, введены новые требования федерального законодательства к составу и содержанию Генерального плана.

Чтобы город мог динамично и планомерно развиваться дальше, требуются более точные прогнозы: надо подсчитать предполагаемую через 5-15 лет рождаемость и смертность горожан, количество работающих в столице, изучить динамику потоков миграции и транспорта. В последние годы качество жизни в Москве разительно изменилось: выросли зарплаты и расходы, запросы и требования людей к условиям жизни и отдыха.

Действующий по настоящее время Генеральный план развития Москвы можно назвать «Генпланом возможностей»: он должен был решить и решил основную задачу - привлечь в город инвестиции на строительство. Актуализированный Генплан должен стать «Генпланом необходимости», он направлен на создание всех необходимых социальных условий для комфортного проживания в Москве и призван ликвидировать те диспропорции, которые существуют в развитии города.

- Учитываются ли при разработке Генплана международный опыт градостроительства и мнение о Москве иностранных специалистов в этой области?

- Конечно! Летом 2006 года в Москве прошел международный семинар «Москва и европейские мегаполисы - опыт планирования устойчивого градостроительного развития», в ходе которого архитекторы из многих стран мира рассказали об актуальных проблемах развития крупных городов. Семинар был очень представительным и насыщенным. В его работе приняли участие 30 экспертов из Лондона, Парижа, Мадрида, Барселоны, Милана, Афин и других крупнейших мегаполисов Европы. Речь шла о том, как в этих городах решаются те проблемы, которые сегодня остро стоят и перед Москвой. Для нас было очень важно узнать мнение ведущих мировых архитекторов о том, как развивается наш город. Общий вывод международных экспертов был таким: «Российская столица не больна и в докторе не нуждается». По их мнению, мы преувеличиваем собственные проблемы. Однако это не означает, что проблем нет. Они есть, и, если не уделять им должного внимания, они могут серьезно осложнить жизнь города. Обеспеченность людей комфортным жильем, удобными транспортными коммуникациями, надежной инженерией, поддержание нормальной экологии, реконструкция кварталов сложившейся застройки и промышленных зон, обеспечение безопасности - это далеко не полный перечень задач, которые требуют в Москве поэтапного и комплексного решения.

- И какая из них главная?

- Все главные... Ежегодные программы строительства формируются на основании задач, поставленных Генпланом. Они в той или иной степени приближают решения всех этих проблем. Но Москва - очень динамичная система. В условиях рынка, когда все меняется очень быстро, именно динамические процессы стали главной составляющей градостроительного планирования. Поэтому Генплан развития Москвы носит открытый регулятивный характер, а не директивный, как все предыдущие Генпланы. Этот документ четко определяет функциональное назначение каждого московского квартала, вносит разумные ограничения по этажности зданий, их внешнему виду и использованию ландшафта. Имея на руках такой документ, инвесторам и градостроителям будет намного проще определять, где и что можно строить в столице.

По разным причинам где-то возникают отклонения от первоначальных показателей, заложенных в Генплан. Например, в последние годы в Москве выросла рождаемость, и в городе обозначился острый дефицит детских садов. Ю.М. Лужков поставил задачу решить эту проблему в течение трех лет. Мы ее решаем и обязательно решим. Второй «форс-мажор» возник со строительством дорог, когда несколько лет назад из-за изменений в законодательстве резко сократились объемы финансирования их строительства. Ввод в эксплуатацию многих новых трасс пришлось отложить, а количество машин в городе при этом продолжало расти... Отсюда - пробки.

- И все-таки транспортная проблема как-то решается...

- Решается настолько быстро, насколько это позволяет бюджет Москвы, но гораздо медленнее, чем это необходимо городу. Дороги проектируются и строятся. Разработан маршрут Четвертого транспортного кольца, дублеров многих радиальных трасс. Определены места, где в первую очередь нужно строить многоуровневые развязки. Но строительством одних только развязок и дорог здесь не обойтись. Существующий сегодня острый дефицит парковочных мест делает многие улицы просто непроходимыми для машин. Посмотрите, что творится в центре! Автомобили стоят вдоль улиц зачастую даже в два ряда. Соответственно, сокращается пропускная способность проезжей части. Многие автомобилисты, в том числе из Подмосковья, и рады были бы оставить свою машину где-нибудь подальше от центра, а потом доехать до работы на общественном транспорте, но у нас пока нет перехватывающих парковок. Правительством Москвы на ближайшие годы принята специальная Гаражная программа. Гаражи и стоянки строятся везде, где это возможно. Сегодня ни один архитектурный проект не может быть утвержден, если в нем не решены вопросы парковки автомобилей. В новых районах мы заранее проектируем паркинги, в центре проблема решается за счет их подземного строительства.

- Почему до сих пор некоторая часть жилых домов строится без подземных гаражей? Ведь парковка во дворах совершенно невозможна.

- При строительстве каждого дома существуют жесткие нормативы обеспечения его машино-местами в гаражах и парковках. Где-то гаражи строятся под землей, где-то специальные гаражи или паркинги строятся в пределах шаговой доступности. В полной мере это относится и к зданиям нежилого назначения. Без парковок ни один проект в Москве не утверждается.

- «Москва-Сити» вместе с прилегающими территориями должен стать главным деловым центром Москвы. Как будут решаться транспортные проблемы в этом районе, учитывая, что большинство офисных работников предпочитают личный транспорт?

- Эти вопросы в «Москва-Сити» будут решены на самом современном уровне. Это касается как общественного, так и личного транспорта. Там уже построены две станции метро. В центральном ядре квартала практически завершено создание крупного узла общественного транспорта. Что касается автомобилей, то в «Сити» для них будет создано достаточное количество парковочных мест. Заезд в новый район будет организован с Третьего транспортного кольца, Звенигородского проспекта и через мост - с Кутузовского проспекта.

- Планы Правительства Москвы по строительству Четвертого транспортного кольца, реконструкции Ленинградского шоссе, строительству Звенигородского проспекта хорошо известны, однако строительство дорог просто не успевает за увеличением количества машин. Будут ли у нас использованы какие-либо революционные предложения для решения этой проблемы, например, осуществится ли проект строительства «вылетных» магистралей над железнодорожными путями?

- Мое мнение: самое эффективное средство борьбы с пробками – развитие общественного транспорта, прежде всего - метрополитена и других видов внеуличного транспорта. Пример многих западных мегаполисов показывает, что, если соединить метро и проходящие через город железнодорожные пути в единую сеть, эффективность работы внеуличного транспорта резко возрастает.

Что касается строительства магистралей над железными дорогами, то это, несомненно, проект, заслуживающий внимания. Я думаю, что он будет воплощен в жизнь.

- Бывает, вас критикуют за то, что из центра города уходит старая московская архитектура...

- Это совсем не так. Сегодня современная архитектура - гостья в исторической части Москвы. Центр - не место для архитектурных экспериментов. Напротив, мы стараемся сохранить, а порой и воссоздать облик исторической Москвы: так, например, снесли «гнилой зуб» «Интуриста» и гостиницу «Минск», которые совершенно не вписывались в ансамбль Тверской улицы. Внешний вид новых отелей, на мой взгляд, больше соответствует облику этой части города. А вот здание снесенной гостиницы «Москва» будет выглядеть так же, как и прежнее.

Сейчас завершается снос гостиницы «Россия». На ее месте будет построен квартал малоэтажных гостиниц, выполненный в стиле старого Зарядья. Проекты этих зданий в обязательном порядке будут рассматриваться Общественным градостроительным советом. Это жесткая позиция мэра Москвы. Иначе - нельзя. Панорама Кремля и Красной площади - это национальное достояние России.

А новая архитектура прекрасно чувствует себя за пределами Третьего транспортного кольца. В ближайшие годы в периферийной части города будет реализовано много интересных проектов. Будут строиться новые жилые дома и комплексы, будет проведена реконструкция кварталов сложившейся застройки. В спальных районах Москвы вырастут высотные здания, появятся новые спортивные сооружения, социально-культурные и торговые центры, места приложения труда, все то, что нужно москвичам для комфортной жизни.

- Столичное Правительство утвердило уточненный адресный список высотных зданий, которые будут построены по программе «Новое кольцо Москвы». Очевидно, эти здания изменят облик города. Но в лучшую ли сторону?

Взглянув на проект, любой москвич поймет, что все высотки находятся за пределами Третьего транспортного кольца, ближе к МКАД. И это не случайно. В соответствии с действующим законодательством такие здания просто не могут находиться в центре города, заслонять собой историческую застройку, портить визуальный ландшафт столицы. А вот когда современные здания встречают гостей российской столицы сразу у въезда в город, это красиво. В большинстве своем это будут добротные 35 - 40-этажные дома, которые просто не имеют права быть безликими.

- Будет ли безопасной жизнь в московских высотках?

- Нормы безопасности в высотных зданиях в Москве учитывают как собственный накопленный опыт - опыт строительства и эксплуатации «сталинских высоток», Останкинской башни, - так и международные наработки в данной сфере. В интересах безопасности жителей в таких домах создается служба мониторинга по их проектированию, строительству и эксплуатации. Многие строящиеся сейчас в Москве «высотки» - это проекты, в которых участвуют иностранные компании, имеющие богатый опыт по строительству небоскребов. Но, с учетом московской специфики, даже к ним мы предъявляем требования по безопасности, запасу прочности, живучести зданий более жесткие, чем те, к которым они привыкли в других странах.

- Насколько сильно сдерживает коммерческая основа проектов их архитектурное развитие?

- Конечно, экономика и архитектура взаимосвязаны. Но сегодня этот вопрос менее актуален, чем раньше. Во-первых, инвесторы стали богаче, во-вторых, они стали понимать, что пусть и дорогостоящий, но оригинальный проект - это выгодное вложение денег.

- Правда ли, что в Москве больше не будет проводиться «точечная застройка»?

- Это правда! Москва больше не может позволить себе «уплотнять» существующие кварталы в том виде, как это было раньше. Это хорошо понимает мэр Москвы Ю.М. Лужков, который принял совершенно справедливое решение больше не рассматривать проекты так называемого «точечного строительства» в городе.

- Вы сказали, что кварталы не будут «уплотнять» так, как это было раньше. Но ведь в условиях острого дефицита места без нового строительства на обжитых территориях не обойтись?

- Совершенно верно. Но это будет комплексная реконструкция существующих кварталов. В первую очередь тех, которые были застроены панельными домами в 1960 - 1970 годы. Для каждого из них разрабатывается отдельный проект. Финансирование работ будет осуществлено либо за счет инвестора, выбранного на конкурсной основе, либо за счет бюджета города. Конечно, реконструкция - гораздо более сложная и менее благодарная задача, чем новое строительство, но это требование времени: ни для кого не секрет, что дома, построенные 40 - 50 лет назад, ветшают и условия жизни в них не становятся более комфортными.

- Это действительно так серьезно?

- Судите сами. Сейчас в неудовлетворительном состоянии находится около 20% жилых домов в Москве. И каждый год их количество увеличивается. Комплексная реконструкция - главный путь решения этой проблемы.

- Как будут выглядеть реконструируемые кварталы?

- В зависимости от проекта и экономической целесообразности часть домов в них будет капитально отремонтирована или реконструирована, часть - снесена, а на их месте будут построены новые здания. В каждом квартале будут заменены инженерные коммуникации и, по возможности, построены парковки. Одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе комплексной реконструкции, - чтобы каждый квартал, безликий сегодня, в будущем имел свое лицо.

- Правительство Москвы увеличивает объемы строительства социального жилья. Проекты таких домов должны быть экономичными, но в то же время отвечающими всем требованиям сегодняшнего дня. Какие из типовых серий, на ваш взгляд, более всего соответствуют этим требованиям?

- Все серии индустриальных домов, производством которых сегодня заняты московские ДСК, по-своему удачны. Каждая из них имеет свою «изюминку». Их проекты и эксплуатационные характеристики в полной мере отвечают требованиям времени. Они технологичны и экономичны. Поэтому там, где это целесообразно, мы их строим.

- Будут ли в Москве уплотняться зеленые зоны?

- Ни в коем случае! Парки и скверы в Москве благоустраиваются. Это видно каждому. Не скажу точно, сколько каждый год в городе высаживается новых деревьев и кустарников, но, поверьте, эта цифра в несколько раз больше того, что Москва теряет по тем или иным причинам. Мы бережно относимся к городским паркам и лесопаркам. Существующие границы природного комплекса Москвы ни под каким предлогом не могут корректироваться в сторону уменьшения зоны зеленых насаждений.

- Следующий вопрос к вам уже как к профессору Государственной академии МАРХИ. С какими основными пробелами в профессиональной подготовке выпускников чаще всего приходится сталкиваться на практике?

- В целом знания, полученные студентами МАРХИ во время учебы, вполне соответствуют современным требованиям. Но определенные пробелы все-таки есть. Во-первых, в современных условиях архитектор - это не только создатель красивых и удобных зданий, сегодня архитектор должен знать экономику. Это касается как самого процесса проектирования, так и вопросов определения функционального назначения здания, экономики его строительства и эксплуатации. Несмотря на то, что в нашей профессии очень ценится индивидуальный подход к проектированию, каким бы талантливым ты ни был, в одиночку сколь-нибудь крупный проект осилить просто невозможно. Поэтому современный архитектор должен уметь либо работать в команде, либо ею руководить.

- Дефицит каких специалистов в архитектурных институтах ощущается сегодня наиболее остро?

- Еще 15 лет назад в Москве преобладало типовое проектирование. Более 90% домов, школ, детских садов и других зданий собиралось из панелей. Теперь почти 70% зданий в Москве строится по индивидуальным проектам. Поэтому перемены, которые произошли в самом отношении к проектированию, определили реальный дефицит нескольких специальностей. Во-первых, нам не хватает главных архитекторов проектов - людей, которые способны взять на себя руководство проектом в целом, возглавить процесс его разработки с начала и до конца. За один-два или даже три года специалиста такого уровня подготовить трудно, но это решаемая задача. Во-вторых, и это в первую очередь касается проектирования уникальных зданий, у нас не хватает конструкторов и прочнистов. Из-за того, что в некоторые конструкции закладывается излишнее количество материалов, себестоимость их строительства возрастает. Помните, как сказал Ю.М. Лужков: «Произведение интеллекта на количество бетона при строительстве здания - есть величина постоянная». Специалистов по прочности готовит МГСУ, и наша задача - в максимальной степени наладить их контакт с архитекторами уже на начальном этапе разработки проекта. И, наконец, сегодня обозначился острый дефицит «среднего звена», тех, кто занимается разработкой рабочих чертежей. Раньше таких специалистов готовили техникумы. Теперь с этим большие проблемы. Но, полагаю, они вполне решаемы.

Источник: Строительный мир, 22.01.2008


Страница: Main.ГенпланНеобходимости - Изменено : Fri, 25 Jan 08

Powered by PmWiki
Skin by CarlosAB, источник - Sinorca

Хотите добавить информацию?
Пароль - gennplann, потренироваться можно в песочнице