Сегодня : 27.12.2016


Генплан 2025

  • Неофициальный сайт, посвященный генеральному плану развития Москвы до 2025 года





С генплана сдули пыль

Московское правительство рассмотрело и одобрило проект актуализированного генплана развития города до 2025 года. Однако сам по себе этот документ не гарантирует сбалансированного и поступательного развития мегаполиса

Илья Ступин

Новый генплан-2025, рассмотренный на днях правительством Москвы, – четвертый в истории российской столицы. До начала XX века городские территории вообще осваивались хаотично, без предварительного планирования и градостроительной стратегии. Первый генплан был подготовлен лишь в 1935 году. В соответствии с ним в Москве началось массовое строительство монстрообразных зданий для размещения органов государственной власти (большинство из которых было построено на месте снесенных монастырей и дворянских особняков), расширялись и спрямлялись улицы, пробивались новые широкие проспекты и транспортные магистрали, а позже огромные жилые массивы застраивались панельными пятиэтажками. Второй генплан был принят в 1971 году. Он предусматривал увеличение этажности городской застройки: на смену пятиэтажкам пришли типовые многоэтажные панельные дома.

Третий генплан (рассчитанный до 2020 года) появился в 2005 году: его основой стали наработки проектировщиков, сделанные еще в конце 90х, а основной задачей провозглашалось обеспечение скоординированных действий субъектов хозяйственной деятельности в новых экономических условиях. «Координация» по-московски привела к тому, что город оказался на грани инфраструктурного кризиса. Столичные власти принялись в спешном порядке корректировать генплан. Старые наработки «разбавили» новыми, назвали документ «актуализированным». На этот раз в качестве стратегических задач провозглашены транспортное строительство и общественные блага.

Как следует из материалов обновленной версии генплана, в столице развернется грандиозное инфраструктурное строительство. К 2015 году в Москве будет завершено строительство Четвертого транспортного кольца. Запланировано строительство дублеров так называемых вылетных трасс (в частности, Дмитровского, Ленинградского, Варшавского шоссе), а также Северной и Южной рокад. Предполагается, что эти хордовые магистрали пройдут за пределами Третьего транспортного кольца параллельно Москве-реке и разгрузят центр города.

Неменьшее внимание столичные власти намерены уделить общественному транспорту. По замыслу проектировщиков, к 2025 году в Москве появятся сотни троллейбусных и трамвайных линий в периферийных районах города. Планируется организовывать новые маршруты общественного транспорта. Пассажирские поезда могут быть запущены по Малому кольцу Московской железной дороги. Здесь планируется соорудить 30 пассажирских станций. Этот проект московские власти намерены реализовать совместно с РЖД, которое уже заложило в формируемую инвестиционную программу компании на 2008 год 200 млн рублей на реорганизацию одного из участков Малого кольца. Средства пойдут на электрификацию участка Пресня–Канатчиково.

В городе должно быть построено около 440 км линий метрополитена. В числе первоочередных – участки на Люблинской и Митинско-Строгинской линиях метрополитена, а также открытие новой станции «Технопарк» на Замоскворецкой линии. В период с 2011 по 2015 годы планируется построить участки на Замоскворецкой, Люблинской, Митинско-Строгинской линиях метро. Солнцевская линия будет продлена от станции «Юго-Западная» до «Новопеределкино», будут построены участки Калининской линии метрополитена от станции «Новогиреево» до «Новокосино» и Таганско-Краснопресненской линии в Жулебино. Более того, к 2025 году в Москве должно появиться еще одно кольцо метрополитена и новая линия Капотня–Нагатинская пойма кольцевая, которая соединится с Кольцевой линией метро.

Впрочем, москвичам рано радоваться прожектам, заложенным в обновленном генплане. Во-первых, складывается впечатление, что многие из грандиозных затей заложены в документ ради одной-единственной цели – выкачивания субсидий на их реализацию из федерального бюджета. И в этом смысле московские проектировщики пошли по пути, проторенному их коллегами еще в советские времена.

Во-вторых, невооруженным глазом виден крен в развитии города в сторону севера, северо-запада и запада. В частности, многие первоочередные инфраструктурные проекты решают единственную задачу – избавить от транспортного коллапса строящийся деловой район Москва-Сити, а также прилегающую к нему территорию (ее также планируется застраивать жильем и объектами коммерческой недвижимости). Например, в первоочередном порядке планируется построить два дублера Кутузовского проспекта – северный и южный. Аналогичная ситуация с общественным транспортом. Так, в первую очередь будет реконструирован участок Малого кольца железной дороги, ведущий к Москва-Сити. Концентрация усилий в этом направлении может затормозить развитие других районов города. И в этом смысле генплан-2025 трудно признать «сбалансированным».

В-третьих, любой план – особенно генеральный – должен дополняться инструментами его реализации. Например, городу нужны внятные механизмы, позволяющие строителям полюбовно договариваться с горожанами либо ограничивать их права в интересах городского развития. Пока диалог между основными участниками градостроительного процесса явно не ладится. Так, в Северо-Западном округе бунтуют жители, дома которых подлежат сносу в связи со строительством Звенигородского проспекта: 29 семей наотрез отказываются куда-либо переезжать. И это далеко не единственный градостроительный конфликт. Если же в городе развернется еще более масштабное строительство дорог, то накал страстей резко возрастет. Ситуация усугубляется еще и тем, что магистральная улично-дорожная сеть столицы развивается по «красным линиям» генплана 1971 года, которыми были зарезервированы земли под автомобильные трассы, тогда как строительство местной автодорожной сети невозможно без сноса существующей застройки.

В-четвертых, в Москве до сих пор нет эффективной системы общественного контроля за градостроением. Если, конечно, не считать таковыми архсоветы под руководством мэра Москвы или публичные слушания проекта генплана. «Встреча с жителями продолжалась около трех с половиной часов. Активно пообщались, результативно поговорили. Многие вопросы снимаются, люди успокаиваются», – так в одном из интервью рассказал о публичных слушаниях по генплану, которые состоялись на прошлой неделе в Северо-Западном округе, глава Москомархитектуры Александр Кузьмин.

Однако главный архитектор города явно лукавит. Трехчасовое «активное общение», на котором присутствовал корреспондент «Эксперта», представляло собой непрерывную перепалку между префектом Северо-Западного округа Виктором Козловым и местными жителями. Назвать этот скандал «публичным обсуждением генплана» можно с очень большой натяжкой – тем более что жителей волновали не столько планы развития округа и города, сколько текущие бытовые проблемы. Инвесторы долевого строительства жилья в 11м микрорайоне Южного Тушина, которое ведет компания «Энергостройкомплект-М», возмущались затянувшимися сроками строительства новых домов, в которых они купили квартиры несколько лет назад. «Мы посчитали наличие подписанного мэром Москвы постановления о застройке микрорайона своеобразной гарантией, – разводят руками дольщики. – Теперь же получение оплаченных в полном объеме квадратных метров затягивается на неопределенный срок». А жительница дома по ул. Тухачевского, наоборот, возмущалась излишней активностью застройщика – концерна «Крост». «На протяжении четырех лет наш дом находится в эпицентре строительства двух огромных новостроек. В нашем доме много маленьких детей, инвалидов. У детей обнаружены частицы бетонной пыли в организме», – чуть не плача кричала она в микрофон, прорвавшись к трибуне.

Подобные сборища, конечно, хороши для «выпускания пара» – и чиновники это прекрасно понимают, искусно манипулируя публикой, играя на противоречиях жителей. Однако ни защитить город от неоправданного градостроительного вмешательства, ни решить текущие проблемы такие собрания явно не в состоянии. Аргументированную полемику с застройщиками и органами планирования могли бы вести только организованные сообщества (например, домовладельцев), но пока в городе нет правовой среды, в которой они могли бы эффективно функционировать. Да и горожане пока явно не готовы к таким цивилизованным формам взаимодействия с администрацией мегаполиса и застройщиками. Так стоит ли удивляться тому, что, несмотря на генпланы и мудрость мэра, стоящего во главе градостроительной вертикали, Москва задыхается из-за высокой плотности застройки (которая значительно превосходит европейские показатели), неразвитой улично-дорожной сети (ее плотность и протяженность в три-пять раз ниже, чем в европейских мегаполисах), перегруженности общественного транспорта и многокилометровых автомобильных пробок.

Источник: Эксперт Online, 05.12.2007


Страница: Main.СГенпланаСдулиПыль - Изменено : Tue, 22 Jan 08

Powered by PmWiki
Skin by CarlosAB, источник - Sinorca

Хотите добавить информацию?
Пароль - gennplann, потренироваться можно в песочнице