Сегодня : 27.12.2016


Генплан 2025

  • Неофициальный сайт, посвященный генеральному плану развития Москвы до 2025 года





Стой, кто строит!

Защитники исторической Москвы зовут горожан на обсуждение генплана

Михаил Мошкин

Обсуждение нового генплана Москвы, призванного определять лицо города вплоть до 2025 года, вышло, а точнее, спустилось на новый уровень -- в минувшую пятницу завершились общественные слушания в окружных префектурах, а сегодня аналогичные мероприятия стартуют в управах районов. Впрочем, как опасаются независимые эксперты в области архитектуры и градостроительства, второй этап слушаний окажется такой же формальностью, как и рассмотрение документа на уровне префектур, и новый генплан, к которому у специалистов накопилась масса претензий, будет принят столичными властями в задуманном ими виде и в заданный срок -- к началу 2010 года (в противном случае деятельность московского стройкомплекса должна быть приостановлена, что невозможно по определению).

С другой стороны, опыт Санкт-Петербурга, где «народное» обсуждение Правил землепользования и застройки проходило ровно год назад, показывает: собрания граждан были отнюдь не мирными -- разнимать защитников исторических памятников и официальных архитекторов порой приходилось силовикам. В Москве в управах такое тоже может повториться, и горожане наверняка попытаются поставить вопросы не только о перспективных градостроительных проектах, но и о разгорающихся уже сегодня конфликтах. Тем более что в этих конфликтах между москвичами и строителями уже появились жертвы. Большой резонанс вызвала на прошлой неделе гибель известной защитницы исторической Москвы и руководителя центра «Созидание» Людмилы Меликовой. Во время пикета протеста у дома 8/15 по улице Рождественка, где на месте памятника XIX века возводится новое здание Банка Москвы, она была сбита «КамАЗом», въезжавшим на стройплощадку. На следующий день г-жа Меликова, получившая тяжелые травмы, скончалась.

Собственно, с напоминания об этом факте и с минуты молчания началось прошедшее вчера совещание экспертов и представителей инициативных групп москвичей, посвященное подведению предварительных итогов обсуждения генплана-2025. Сами итоги первых "народных обсуждений" тоже были довольно печальными -- по мнению организатора «круглого стола», координатора общественного движения «Архнадзор» Константина Михайлова, общественных слушаний в префектурах как таковых вообще не было.

«Это была чистая профанация», -- согласился с общественным активистом специалист -- член президиума экспертно-консультативного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. «Материалы, которые по идее должны были быть представлены для обсуждения и осмысления гражданами, оказались попросту непонятными рядовому горожанину, не имеющему специальной подготовки», -- заметил Константин Михайлов. Процедура внесения предложений и замечаний в генплан тоже оставляет желать лучшего, подчеркнул координатор «Архнадзора»: «В частности, непонятно, почему вносить предложения могут только жители конкретной территории или тот, кто на ней работает -- скажем, житель Черемушек не может высказать свои взгляды относительно развития района Дегунино». Не очень понятен и механизм учета этих мнений -- собственно, какова гарантия того, что мнение рядового гражданина будет рассмотрено и на него будет получен ответ. В заключение г-н Михайлов заметил, что, с его точки зрения, полностью отсутствовало целостное обсуждение плана развития города, развитие районов рассматривалось вне связи с другими частями Москвы и вне понимания планов общего развития города.

В свою очередь ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников, принимавший участие в экспертизе генплана, посетовал на то, что развитие инфраструктуры и транспортной системы Москвы не увязывается с развитием области -- хотя очевидно, что столица и Подмосковье представляют собой единую агломерацию. «Однако похоже, что разработчики генплана боятся самого термина «агломерация», -- заметил г-н Стрельников. -- Если учесть, что формально, по Градостроительному кодексу, решения принимаются только внутри административной границы города, то в результате проект развития города разрабатывается в отрыве от областного». Следствием такого «градостроительного сепаратизма», в частности, является и будет являться несогласованность развития транспортных магистралей Москвы и Подмосковья.

«Москва закупоривается», -- подчеркивает г-н Стрельников. Стихийно создалась такая ситуация, при которой почти 40% мест работы горожан сосредоточено на 6% городской территории, что вызывает огромные центростремительные потоки транспорта. «В предыдущих генплановских разработках предлагалась очень интересная хордовая система транспортных магистралей, -- напомнил ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства. -- От хорд отказались -- и, самое главное, кто-то дал разрешение на застройку планируемых магистралей домами». Москва исчерпала свои транспортные ресурсы и продолжает строиться -- причем не для жителей, а в интересах строительного комплекса, добавил г-н Стрельников.

Транспортная ситуация на периферии много хуже, чем в центре, согласился с коллегой научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Когда я слышу предложения организовать платный въезд в центр Москвы, по лондонскому образцу, мне хочется спросить: а в Гольяново или Выхино вы тоже сделаете платный въезд?» -- не без сарказма заметил эксперт. «В городах США, Канады, Австралии и Новой Зеландии улично-дорожная сеть занимает до 30--35% общей территории», -- подчеркнул г-н Блинкин. В старых европейских городах теснее -- например, в Лондоне или Мюнхене дорожная сеть составляет 20--25%, в мегаполисах Азии (к примеру, в Сингапуре или Сеуле) и того меньше -- 10--12. Все же, заметил эксперт, территория России явно больше, чем территория Новой Зеландии, однако в Москве улично-дорожная сеть занимает 8,4% от общей площади, а по проектировкам генплана должна увеличиться всего до 8,7%. «Давайте не будем увлекаться виртуальными хайвэями, давайте не станем раскапывать Пушкинскую площадь и будем обустраивать «московские задние дворы» -- выезды с Люблинской улицы на Волгоградку, с Каширского шоссе на МКАД, объезды на Щелковском шоссе -- все те трассы, которые имеют убогую пропускную способность и нулевую связанность», -- призвал городские власти научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

Генплан и другой основополагающий градостроительный документ -- Правила застройки и землепользования (ПЗЗ), на первый взгляд призваны облегчить жизнь москвичей: предусмотрено развитие офисных и торговых центров, строительство доступного жилья при отказе от точечной застройки и т.д. «Но вообще-то подразумевается, что при разработке планов развития города должен учитываться баланс между функциональной нагрузкой зданий (жилой дом, офисный центр и т.п.), пропускной способностью уличного движения и возможностями общественного транспорта, -- напоминает Михаил Блинкин. -- Это элементарные требования, с которыми студентов-градостроителей знакомят на первом курсе». В Москве же, по мнению эксперта, этот баланс нарушается, «причем, если использовать юридическое выражение, нарушается с особым цинизмом». Например, «строится великолепная многоэтажка, после чего весь район, который ранее был проезжим, полностью закупоривается».

Если генплан-2025 будет утвержден в нынешнем его варианте, то под угрозой окажутся районы исторической застройки, предупредила академик Международной академии архитектуры, член экспертного совета «Росохранкультуры» Татьяна Вайнштейн. Судя по продемонстрированным ею градостроительным картам, входящим в генплан, охранные зоны, на территории которых находятся исторические памятники, совпадают с зонами первоочередного строительства жилья, торговых центров и офисных зданий. На сами памятники, слава богу, никто не посягает, но архитектурный ландшафт может быть обезображен. «Полностью отсутствует концепция развития Москвы как исторического города, -- констатировала г-жа Вайнштейн. -- Проблемы сохранения культурного наследия, как всегда, рассматриваются по остаточному принципу».

«Понятно, что присутствующие здесь эксперты по урбанистической науке никого уже не убедят», -- скептически заметил Михаил Блинкин. Но все же участники «круглого стола» призвали горожан прийти на общественные слушания по генплану-2025. «Мы в первую очередь обращаемся к общественности, к избирателям, которые придут на выборы в городскую Думу, которая и будет утверждать генплан», -- подчеркнул г-н Блинкин.

Темы, которые волнуют экспертов и общественных активистов, скорее всего, «выстрелят» на октябрьских выборах в Мосгордуму, считает замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Во всяком случае, тема транспортных развязок, парковок и т.п., которая волнует большинство москвичей, может быть использована всеми политическими силами, -- отметил политолог в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Что же касается идеи борьбы за сохранение исторического центра Москвы, то, скорее всего, эту тему будет поднимать «Яблоко» (традиционный электорат которого -- 11% на прошлых выборах -- волнуют вопросы охраны памятников) и, вполне возможно, «Справедливая Россия», чей список на выборах в МГД возглавляет депутат Госдумы Галина Хованская, ранее уже бывшая депутатом Мосгордумы от «Яблока».

Источник: Время новостей, 12.08.2009


Страница: Main.СтойКтоСтроит - Изменено : Wed, 12 Aug 09

Powered by PmWiki
Skin by CarlosAB, источник - Sinorca

Хотите добавить информацию?
Пароль - gennplann, потренироваться можно в песочнице