Сегодня : 27.12.2016


Генплан 2025

  • Неофициальный сайт, посвященный генеральному плану развития Москвы до 2025 года





Транспорту - место под солнцем

Утро понедельника с приходом весны начинается стандартно: идет активный обмен впечатлениями, кто и сколько времени потратил на дорогу от дачи. «Пробки» достали всех. Но, похоже, и это еще не предел, ведь Москва ежегодно прирастает огромным числом автомобилей. Что нас ждет завтра?

За комментариями по этому поводу «Московская перспектива» обратились к главному инженеру НИиПИ Генплана Москвы Юрию КОРОТКОВУ.

Дина Мясоедова

"На авось" не прокатит

- Наше общество столкнулось с серьезной транспортной проблемой относительно недавно. И потому осознание ситуации у жителя, инвестора, правительства не соответствует масштабам проблемы. Чуть не дотягивает. Все кажется, что как-нибудь приспособимся, что-нибудь поправим, расширим, а там авось положение и выправится. Но так не бывает. Пока мы не повернемся лицом к этой проблеме, то ничего не изменится, а решить ее «кавалерийскими» наскоками не удастся. Нужна работа - скрупулезная, нудная, кропотливая. Только так можно переломить ситуацию. И то в лучшем случае лет через 5-7.

Быть или не быть?

- Бытует мнение, что никакое строительство улично-дорожной сети не сможет опередить процесс «автомобилизации» в столице. Опять же затрудняет прокладку новых магистралей и специфическое радиально-кольцевое строение Москвы. И как быть?

- Так говорят те, кто не очень владеет сущностью вопроса. Если ничего не делать, то и не будет ничего. Транспортная ситуация на 75-80% зависит от дорожного строительства. И невозможно оторвать уличную сеть Москвы от самой Москвы, от ее застройки. Радиально-кольцевая система четко видна лишь в центральной части города. Но как только мы перемещаемся в срединную зону, то она уже превращается в прямоугольную, где радиусы идут почти параллельно друг другу. Сама система магистралей для разных районов Москвы выглядит по-разному. Все зависит от того, как складываются направления потоков, их величина. Если все сделано грамотно, то по этой сети можно прокладывать любые маршруты - хордовые, кольцевые, рокадные. Само понятие «радиально-кольцевая» уже теряет решающий первоначальный смысл.

Конечно, многое зависит от того, как размещена застройка. В любом городе можно условно поместить крупный деловой комплекс, но если не в том месте - тогда проблем с транспортом не оберешься. Так что само начертание сети не имеет особого значения.

Резервов пока достаточно

- К нашему реальному ММДЦ «Москва-Сити» это замечание имеет отношение?

- Нет, размещение комплекса было тщательно продумано и грамотно спланировано. Но инфраструктура, как всегда, отстает. Сити вовсю застраивается, а мы успели построить только Третье транспортное кольцо и линию метро. И ведь это лишь одна десятая того, что было задумано. Резервы есть. «Красные линии», с которыми мы всегда живем, - это заслуга Генплана 1971 года. По этим «красным линиям» у нас предусмотрено 2,5 тыс.км новых дорог. Пока что из них построено около полутора тысяч. В тех коридорах, которые зарезервированы «красной линией», можно выстроить еще тысячи километров магистралей. Кроме того, нынешние строительные технологии позволяют искать новые нетрадиционные решения. Мы можем строить дороги на земле, под землей, над землей - это лишь вопрос объема инвестиций. Современные технологии расширяют возможности. Нам, к примеру, удалось убрать все трассы, которые шли по территориям памятников и природных комплексов. Так появились тоннели глубокого заложения в Лефортове и Троице-Лыкове.

- Что предлагает новый Генплан?

- В актуализированном Генплане планируется строительство крупных хордовых магистралей. Северная рокада - участок новой трассы Москва - Санкт-Петербург, которая пройдет через Останкино, проспекты Королева, Буденнова и в результате выйдет на федеральную магистраль Москва - Ногинск. Южная рокада на базе улицы Лобачевского, Рублевского шоссе и улицы Братеевской пройдет параллельно Москве-реке в ее нижнем течении. У Кутузовского проспекта появятся сразу два дублера - с юга и севера. Планируется строительство дублеров у Ленинградского, Ярославского, Волгоградского, Варшавского шоссе, Ленинского проспекта. В сочетании с Третьим и Четвертым транспортными кольцами это позволит сделать следующий шаг в развитии радиально-кольцевой системы столицы.

Если не сегодня, тогда не скоро

- Новый Генплан рассчитан до 2025 года. В течение какого времени будут реализованы проекты по строительству дублеров?

- Генплан - это еще не программа дорожного строительства. Он лишь разрабатывает мероприятия, увязывает их друг с другом по территории транспортной системы. А конкретные сроки строительства определяют отраслевые схемы. К сожалению, пока получается, что даже к 2025 году нельзя реализовать то, что предусмотрено актуализированным Генпланом, если не будет увеличен объем инвестиций в развитие транспорта хотя бы в 3-4 раза. Если мы будем жить так, как сегодня, то и будущего в решении транспортной проблемы у нас нет. Поэтому сейчас разрабатывается и уточняется программа дорожного строительства. Вместе с Министерством транспорта РФ мы завершаем концепцию развития транспорта Москвы и Московской области. Специалисты знают, что нужно строить, где и когда. Но реализовать этот проект невозможно - требуются дополнительные инвестиции, которых пока нет.

Инвестора - к ответственности

- Каков же выход?

- Если бы вдруг свершилось чудо, и у нас был вновь восстановлен тот дорожный фонд, который существовал прежде, когда мы строили Третье транспортное кольцо и реконструировали МКАД, тогда при упорной работе можно было бы радикально переломить ситуацию. Если же у государства нет возможности направить объем инвестиций в дорожное строительство, но есть возможность застраивать громадные территории офисами и жильем, то тогда надо каким-то образом решать проблему за счет инвестора. Поставить его в такие условия, чтобы он вместе со своими квадратными метрами брал на себя хотя бы часть инфраструктуры общего пользования. В этом случае речь идет о государственно-частном партнерстве. Такая практика принята за рубежом. Там построить какой-то объект невозможно, пока инвестор не докажет, что не создаст дополнительных проблем. Это касается автостоянок, подъездов и всего остального. Появляется крупный жилой комплекс - застройщик в рамках своих полномочий на своей территории участвует в развитии инфраструктуры, что зафиксировано законодательно. Мы тоже к этому уже пришли - строить не разрешат, если транспортная проблема необоснованна. А до недавнего времени инвестор застраивал Москву, продавал площади и… сбрасывал с себя все обязанности.

В центре все по-другому

- Как решается проблема в историческом центре города, где нет возможности проложить улицу среди сложившейся плотной застройки?

- Центр - статья особая, все проблемы здесь решаются по-другому. Несколько лет назад мы сделали работу, которую до нас не делал никто. Это комплексная схема организации движения транспорта в пределах Садового кольца. Смысл ее - соединить все виды мероприятий, которые действуют на городских магистралях. Это не развязки, не мощное дорожное строительство. Это так называемые «локальные текущие мероприятия». Наши транспортные возможности отстают от реальных потребностей города примерно на четверть века. Плотность застройки, автомобильные нагрузки, пассажиропоток у нас раза в три выше, чем в европейских городах, сопоставимых с Москвой. А возможности транспортной сети в 5 раз меньше. Получаются гигантские «ножницы», которые и определяют проблему. И выбора сегодня практически не осталось: улицы и метро перегружены, железная дорога работает вполсилы по сравнению с тем, что было раньше. Между тем известно, что за счет правильной организации движения пропускная способность автотрасс может быть увеличена до 25%. Сюда входят разметка, знаки, ограждения проезжей части, указатели. Плюс необходимость убрать парковки там, где они мешают. Нередко можно наблюдать картину, когда с двух сторон улицы стоят автомобили, а все движение осуществляется на двух центральных полосах. И если такая стихия будет продолжаться и дальше, то нас не спасет никакое дорожное строительство. Собственно, вопрос «пробок» столь многолик, что надо и строить, и расширять, и организовывать движение. Чаще регулировать его с привлечением штрафов и эвакуаторов.

Как "лебедь, рак и щука"

- Что мешает?

- Беда в том, что все эти мероприятия находятся в ведомстве разных организаций, которые друг с другом ничего общего иметь не хотят. Ремонт проезжей части - в Доринвесте, знаки, указатели - в Центре организации дорожного движения, информация - в Комитете по рекламе. И у каждой своя статья в бюджете, свои сроки, свой план действий. Получается, что в одном месте ремонтируют проезжую часть, в другом обновляют разметку, в третьем вешают какие-то знаки. Все это «рассыпано» по территории и должного эффекта не дает. Единого органа, реально отвечающего за целостность организации движения, практически нет. Конкретный пример - Новокузнецкая улица. Проезжей части нет, идет только трамвайное полотно, по которому и движется поток автомобилей. Как можно терпеть в центре Москвы то, что не укладывается ни в какие логические рамки?

- Вы предлагаете убрать трамваи?

- Нет, мы предлагаем реконструировать Новокузнецкую улицу, проложив там проезжую часть.

- За счет чего?

- Есть зеленые полосы, тротуар, застройка. Придется чем-то жертвовать, когда вопрос стоит так: либо стихия - либо порядок.

Можно жить лучше

- Так что же, от «пробок» в ближайшем будущем не избавиться и автомобильный коллапс - это реальность?

- Это не может случиться. Потому что человек принимает решения. И они есть, ведь жизнь остановить невозможно. Построили же мы Звенигородский проспект - сложнейшее инженерное сооружение, с полуторакилометровым тоннелем глубокого заложения, вантовым мостом через Москву-реку за такой короткий отрезок времени. Надо работать! Для исправления ситуации необходимо воспользоваться решениями, которые предлагает актуализированный Генплан, и добиться их реализации. Москва должна быть комфортной для жителей. Но только при этом не надо мечтать о том, что транспортная проблема исчезнет как таковая. Этого в обозримом будущем не случится. Просто мы дойдем до того равновесия, когда с этой проблемой можно будет жить гораздо лучше.

Спасти столицу от пробок помогут тоннели и мосты

«Мы активно осваиваем подземное пространство города. Сложная транспортная ситуация вынуждает нас «зарываться под землю». Для решения транспортных проблем города будут прокладываться тоннели», - рассказал первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Александр Левченко.

Если в прошлом году на дорожно-мостовое строительство было выделено 70 миллиардов рублей, то в этом году в том числе из-за увеличения объема подземных разработок эта сумма была увеличена до 100 миллиардов.

Кроме того, в этом году на строительство инженерных коммуникаций выделено 70 миллиардов рублей, в то время как в прошлом году эта сумма составляла 60 миллиардов.

Если будет создана нормальная государственная политика понятная для всех и жестко исполняемая, включающая и локальные мероприятия, и законодательство, и четкое планирование застройки, тогда ситуацию удастся переломить. А просто так чудес не бывает.

Источник: Московская перспектива, 17.04.2008


Страница: Main.Транспорту-МестоПодСолнцем - Изменено : Sun, 20 Apr 08

Powered by PmWiki
Skin by CarlosAB, источник - Sinorca

Хотите добавить информацию?
Пароль - gennplann, потренироваться можно в песочнице